Если бы современному человепку предложили выбрать - алюминий или серебро - каждый, не задумываясь, ответил бы - серебро! А вот в середине XIX века все было с точностью до наоборот: алюминий был дорог, добывался с трудом и приравнивался к драгоценностям. Модницы мечтали об украшениях из этого металла, а для членов царских семей из него делали дорогие сервизы, игрушки и столовые приборы. Но уже в начале ХХ века алюминий перестает быть драгоценным металлом. Он становится "крылатым".
В 1903 году инженер из Германии Альфред Вильм получает сплав - из алюминия, магния, марганца и меди. Его назвали - дюралюминий. Не только легкий, но и прочный, хорошо подходит для авиации. Первый дюралевый самолет – снова немецкий: "Юнкерс" поднялся в воздух в 1915 году. До появления этого сплава о цельнометаллическом самолете можно было только мечтать!
По словам директора Кольчугинского музея ЗАО "Кольчугцветмет"
Валерия Реброва, до этого у самолетов "корпуса были
деревянные, обитые клеенкой,садились и если что-то не
так, могли разваливаться."
Свою технологию немцы хранили в секрете. Для Советской
России это стало вызовом. Наши инженеры начали свои
разработки. Базой выбрали завод по обработке цветных
металлов в Кольчугине – небольшом городке Владимирской
области.
"Слитки трескались, лист не получался," - рассказывает Валерий Ребров, - "по краям заусенцы, как ни прокатывали - нагревали, убавляли - бесполезно. Значит, там какая-то секретная технология. Этого они тогда не знали. Добавляли в сплав различные компоненты, и все-таки бросили, слитки положили, неделю не подходили. Потом все-таки решили снова попробовать - отлично прокатывается".
Секрет технологии оказался во времени. Спустя несколько дней после плавки - материал становился пластичным, и оставался при этом легким и прочным. Отечественная разработка получилась даже лучше немецкой. Ее назвали кольчугалюминий. Открытие заменяет импортный дюраль и открывает России путь в небо.
"Первоначально решили испытать сплав на аэросанях. На большой
скорости испытывали, смотрели, как ведёт себя - отлично.
Туполев сюда приезжал, смотрел, план составили и решили
делать. Первый самолет АНТ-1 не летал, а вот АНТ-2 уже
летал," - показывает фотографии музея Валерий
Ребров.
Россия становилась на крыло. Потребность в алюминиевых
сплавах росла с каждым годом. Но для производства
крылатого металла в промышленных масштабах - нужны были
и большие мощности, а значит – больше электроэнергии.
Алюминий получается с помощью электролиза. В советской России вплоть до 1932 года у нас не было своего производства алюминия, а импортировала его. Первый алюминий в нашей стране появился благодаря революции.
Хотя проект Волховской ГЭС Генрих Графтио предоставил в
Петербурге задолго до этого - еще в 1909 году. Но
царские чиновники особого интереса к проекту не
проявили. После прихода к власти Временного
правительства вернулись к этому вопросу. Первые
рабочие появились на стройке только в 18 году.
По-настоящему строительство развернулось в 1921 году
после неоднократных обращений Графтио к Ленину. Станция
стала первенцем знаменитого плана ГОЭЛРО. Через два года
на Волховстрое трудились 6 тысяч человек. А позже -
вдвое больше.
"В России имеется три чуда: Красная Армия,
Сельскохозяйственная выставка и Волховстрой" - сообщала
в те годы берлинская газета "Накануне".
Для своего выстраданного детища Графтио выбирал самое
лучшее - чего стоит один только итальянский мрамор в
отделке пульта управления. Рассказывает директор
Волховской ГЭС (1979-2010) Николай Ледянков: "Это первая
станция - ее хотели сделать лучше, качественнее и
красивее. Итальянский мрамор - он же славится во всем
мире своим качеством. Когда его везли по Балтийскому
морю - утопили даже, потом заказали второй комплект. Но
это - на уровне слухов".
Большую часть оборудования для станции тоже везли из
заграницы - Швеции. И сейчас в машинном зале - 10
агрегатов. Из них за все эти годы заменили только 4.
Остальные 6 в работе уже почти век. "Качество,
говорил Графтио, должно иметь только один сорт - первый.
И гидроэлектростанции должны стоять так незыблемо - как
египетские пирамиды," - рассказывает экскурсовод
Угличского музея гидроэнергетики Елена
Бакушева.
После запуска в 1926 году почти вся энергия Волховской
станции шла в Ленинград. А в 1932 году одним из главных
потребителей ГЭС стал алюминиевый завод. На котором
впервые в промышленных масштабах получили отечественный
крылатый металл.
"Волховская ГЭС - целая эпоха в истории нашей страны," -
уверен Николай Ледянков, - "Ее заслуги огромны и в
период пуска - как первенца ленинского плана ГОЭЛРО - и
в годы Великой Отечественной войны".
Гул машин стал тише только один раз – когда в ноябре
1941 года к станции вплотную подошли немцы. Но и тогда
два гидроагрегата– работали, пока фашистов не отбросили
в ходе Тихвинской наступательной операции.
В 1941 году Волховскую ГЭС эвакуировали. Оборудования было столько, что понадобилось больше двухсот вагонов. Но в 1942, когда угроза уничтожения станции немцами миновала, его вернули обратно. Ведь в это время холодному и темному Ленинграду было так необходимо электричество.
Как восстанавливали станцию? Как под обстрелами работали люди? И как прокладывали электрический кабель по дну Ладожского озера, чтобы дать свет в блокадный Ленинград? Все это мы расскажем Вам через неделю в 8 часов вечера на канале "Лайф Ньюз".
Сюжеты
- 1 из 8
- Далее