Канал имени Москвы ценой огромных человеческих жертв дал столице волжскую воду и сделал ее портом пяти морей. Но ГЭС канала не только давали энергию – они защитили Москву. В ноябре 1941 им удалось остановить немецкие танки.
В тридцатые годы прошлого столетия столица начинает погибать от жажды, и в это время удается осуществить грандиозную инженерную идею по строительству канала имени Москвы. Длина канала имени Москвы - 128 километров. Свой исток он берет в Волге у Иваньковской гидроэлектростанции, которую построили неподалеку от Дубны.
«Реку Москву буквально выпивали всю и израсходовали», - рассказывает главный специалист ОАО «Мособлгидропроект» Лидия Крыночкина, - «Но то, что израсходуется, сбрасывается обратно. И таким образом в реку Москву стали сбрасывать просто загрязненные сточные воды. И таким образом вся экологическая ситуация в городе была нетерпимо отрицательной».
В 1930 году на каждого жителя Москвы приходилось 130 литров воды в сутки. В этой цифре учтены не только личные нужды, но и всё промышленное потребление города. Для индустриального мегаполиса - это крайне мало. Для сравнения в это время на каждого парижанина приходилось по 200 литров, а на жителя Нью-Йорка - все 400.
По словам Валентина Новоженина, советник генерального директора Института «Гидропроект» по вопросам технической политики, централизованное водоснабжение было меньше, чем в половине жилого фонда города, остальные пользовались колонками, колодцами и так далее.
Канал имени Москвы всегда был предметом зависти. Иностранные делегации приезжают до сих пор ,чтобы узнать секрет его строительства. Но не тут то было! Им остается только одно - писать свои восторженные отклики в таких журналах. Еще в 1954 году чешская делегация писала – «мы восхищены посещением этого величественного сооружения социализма».
По указу Сталина строительство должно было идти только собственными силами, без привлечения иностранных специалистов. Исполнителями были в основном заключенные - почти 200 тысяч человек. В тридцатые принудительный труд приобретал грандиозные масштабы. Строительство гидроэлектростанций, линий электропередачи и других энергетических объектов было одним из важнейших направлений деятельности ГУЛАГа. То, чем сейчас занимается министерство энергетики, раньше было в ведомстве народного комиссариата электростанций и электропромышленности, который работал вместе с НКВД.
«Все первые начальники строительства канала - Коган, Берман и Филин - все были расстреляны в 1937 году и реабилитированы только в 1958 за отсутствием состава преступления,» - говорит хранитель музея канала имени Москвы Галина Герке.
Время больших строек и инженерных побед сопровождалось страшными репрессиями. И так было не только в Москве. Память о тех жутких днях сохранилась по всей стране. Чего стоит только секретное кладбище НКВД на окраине современного Петербурга - «Левашовская пустошь». Это страшное место. Здесь похоронены более 45 тысяч репрессированных граждан. Среди них есть и энергетики - 158 человек.
Но всё то, что было сделано такой страшной ценой, сыграло свою неоценимую роль в будущем. Канал - несколько ГЭС, насосные станции, систему шлюзов - построили всего за 5 лет. Наладили не только водоснабжение столицы, но и судоходство. Благодаря этому проекту Москву стали называть портом пяти морей. Проблема водоснабжения столицы была решена на десятилетия вперед.
Рассказывает начальник Иваньковской ГЭС Галина Сухомлинова: «Эту проблему ставил Петр Первый. И до него цари пытались соединить Волгу с Москвой-рекой, но только в Советское время удалось осуществить эту идею».
В ноябре 1941 года, когда немцы были уже на подступах к северо-западу столицы, канал имени Москвы стал главной целью фашистов. Обезвоженный и обесточенный город было взять проще. Но этим планам не суждено было сбыться.
Ударили сильные морозы. Толщина льда достигла полуметра. Он стал достаточно крепким, чтобы выдержать вражескую технику. И в этот момент инженеры канала спускают Иваньковское водохранилище. На два метра. Лед трескается и немецкие танки встают перед непроходимыми торосами.
«Естественно, танки и другая моторизованная техника больше не могли двигаться в этом направлении. Поэтому они отступили» - рассказывает Галина Сухомлинова.
Но через несколько дней попытались прорваться южнее – через канал. Однако там по приказу Жукова от Дубны до Дмитрова создали непроходимую зону. Насосы канала работали трое суток, закачивая волжскую воду в реки Сестру и Яхрому.
«И таким образом здесь создалась зона подтопления длиной 60 км и шириной от 2 до 5 км. Население не было оповещено. Это было невозможно, потому что это мероприятие должно было произойти внезапно» - уточнила Лидия Крыночкина.
К этому времени энергетики уже эвакуировали оборудование Иваньковской и Сходненской ГЭС. Снимали и вывозили даже провода линий электропередачи. А здания электростанций заминировали - на случай, если фашисты все же прорвутся. Ничего не должно было достаться врагу. Параллельно с этим - Москву стали окольцовывать колючей проволокой под напряжением.
Рассказывает сотрудник управления по связям с общественностью ОАО «Мосэнерго» Елена Кошелева: «Был создан полк инженеров, которые сделали барьер электрозаграждений на подступах Москвы. Мы до сих пор эту тему изучаем. Трудно сказать на сто процентов, как оно работало и действительно ли оно было реализовано так, как планировалось. Неоднозначный вопрос».
После разгрома врага под Москвой оборудование в срочном порядке вернули на ГЭС. Разрушенные сооружения восстановили. В мае 1942 года по каналу имени Москвы открылась навигация, а станции возобновили выработку электроэнергии.
В обороне Москвы от фашистов значительную роль сыграли еще две станции - Рыбинская и Угличская. Как маскировали стратегически важные объекты и чего стоило дать электричество в столицу, смотрите в следующую среду в 20.00 на канале ЛайфНьюз.